Профессиональные справочные системы для специалистов
27.03.2024
Разработаны особенности техприсоединения майнеров к электрическим сетям

     На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект Проект постановления Правительства РФ "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части особенностей порядка технологического присоединения к электрическим сетям и энергоснабжения объектов, на которых осуществляется майнинг цифровых валют" (http://regulation.gov.ru/p/146550).
     
     В последние годы наблюдается значительный рост потребления электроэнергии майнингом. Объем годового потребления оценивается примерно в 16 млрд кВт·ч, или 1,4% общего потребления в стране. Задействованные под майнинг мощности превышают 1,5 ГВт. Вместе с тем не утвержден порядок регулирования майнинговой деятельности и его налогообложения, учитывая экстерриториальность "добычи" цифровых валют в Российской Федерации и вывод в виде денежных средств за ее пределы. Поручение Президента Российской Федерации от 10.10.2017 № Пр-2132 о необходимости такой законодательной основы реализуется в настоящее время.
     
     С учетом того, что в России одни из самых низких цен на электрическую энергию в мире, а с ростом курса доллара относительно рубля данный разрыв в ценах только увеличивается, отсутствие регулирования майнинга и высокая мобильность энергоемкого майнингового оборудования делают российскую энергосистему еще более привлекательной для неконтролируемого расширения майнинга.
     
     В результате уже сейчас прогнозируется дефицит мощности более 700 МВт в некоторых регионах (Иркутская область, Республика Бурятия, Забайкальский край) и риски дефицита в Мурманской области и других регионах, исчерпание свободных сетевых мощностей может привести к срыву реализации крупных инфраструктурных и промышленных проектов, невозможности присоединения к электрическим сетям социальных объектов.
     
     В целях покрытия упомянутого дефицита мощности в Юго-Восточной части объединенной энергетической системы Сибири возникла потребность строительства генерации мощностью 1225 МВт ориентировочной стоимостью порядка 400 млрд рублей в ценах этого года, затраты на которое будут возложены на всех потребителей.
     
     Таким образом, отсутствие законодательного регулирования майнинга как вида деятельности привело к ввозу импортного энергоемкого мобильного оборудования для майнинга цифровых валют и исчерпанию в отдельных регионах энергетических мощностей, невозможности подключения к электроснабжению крупных инфраструктурных и социально значимых объектов.
     

     С целью экономического стимулирования к высвобождению мощности для других потребителей и перемещения майнинговой нагрузки в энергорайоны с отсутствием дефицита мощности проектом предлагается установить:
     
     - порядок отнесения территорий субъектов Российской Федерации к территориям с существующим или прогнозируемым дефицитом электрической энергии и мощности;
     
     - порядок формирования на уровне субъекта Российской Федерации реестра объектов, на которых электрическая энергия используется в целях майнинга цифровых валют;
     
     - порядок применения на территориях с существующим или прогнозируемым дефицитом электрической энергии и мощности повышающих коэффициентов к тарифу на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, осуществляющих майнинг;
     
     - порядок заключения и исполнения обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств свыше 150 кВт, имеющих в составе майнинговое оборудование, расположенных на территориях с существующим или прогнозируемым дефицитом электрической энергии и мощности;
     
     - порядок учета нагрузки энергопринимающих устройств, используемых для майнинга цифровых валют, при принятии решения о вводе новых объектов по производству электрической энергии.
     
     Предлагаемым регулированием предотвращаются риски сдерживания социально-экономического развития регионов, обусловленного невозможностью технологического присоединения к электрическим сетям социально важных и экономически значимых объектов, которые обеспечат соответствующие налоговые поступления, существенно превышающие затраты лиц в связи с исполнением обязательных требований.
     
     Достижение цели проекта ожидается к 1 января 2025 года.
     
     Дата окончания публичного обсуждения проекта - 17 апреля 2024 г.
     
     
     По материалам:
     http://regulation.gov.ru/p/146550https://regulation.gov.ru